Мы забываем о них, пока все благополучно, а они ежедневно выходят на дежурства, учатся, тренируются, чтобы, когда потребуется, суметь спасти. Они обеспечивают поиск и спасение в горах и водоемах, участвуют в ликвидации последствий террористических актов и дорожно-транспортных происшествий.
В поисково-спасательном подразделении «Нальчик» Эльбрусского поисково-спасательного отряда МЧС России 25 сотрудников. В том числе четыре водолаза, один врач с уникальной в нашей республике специализацией по медицинскому сопровождению водолазных работ, три кинологических расчета. Летом действуют постоянные посты в ущельях Безенги и Гара-ауз-су, что в верховьях Чегема. Отдельная группа патрулирует зону ответственности подразделения. В Нальчике весь год несет круглосуточное дежурство смена спасателей.
- У нас очень стабильный коллектив, - говорит начальник подразделения Ахмат Мишаев. - Текучесть кадров – только в первые год-два. Сумевшие проработать три года, остаются надолго. К этому времени парень избавляется от амбиций, становится частью коллектива, имеющего общую цель, общие интересы. Конечно, кто чего стоит, видно после первых же работ. Молодежь сейчас стала более меркантильна. Со временем они перенимают советско-комсомольский романтизм старших. Или уходят. Требуется некоторое время на то, чтобы расстаться с иллюзиями. Деятельность МЧС, показываемая по телевизору, мало похожа на нашу реальную жизнь. Кто-то ждет триумфа, похвал, признания заслуг. Но этого нет. Есть просто ежедневные обязанности - тяжело, грязно, холодно и никаких почестей. На спасработах оказываешься один на один с проблемой: сделать трудно, не сделать нельзя. Хорошо сделанная работа сама по себе дает удовлетворение.
Конечно, спасателей не забывают, особые заслуги отмечают и ведомственными наградами, и правительственными. Но это не главное. В своем кругу каждый знает, кто чего стоит и уважение товарищей куда важнее регалий и наград.
Профессионал формируется к пятому-шестому году. Мы заметили такой признак взросления – втянувшись в работу, молодежь перестает дефилировать по городу в куртках с надписью МЧС. Спецодежда уместна при исполнении служебных обязанностей. Врачи не ходят по улицам в белых халатах. В отличие от студентов медфака. За этим стоит психологическая потребность расслабиться, сбросить напряжение, стать таким же, как все. Когда после сложных спасработ, особенно получивших широкое освещение в прессе, появляешься в городе, форма притягивает взгляды, порождает если не прямые вопросы, то негромкие разговоры за спиной, и все это как бы возвращает тебя обратно к только что пережитому. Привыкнуть к чужой боли, к смерти невозможно, вот и возникают такие механизмы самозащиты, как стремление раствориться в толпе. Понимание того, что смерть есть, не должно мешать жить.
Один из профессиональных навыков спасателя – умение быстро и верно определить, кто должен получить помощь в первую очередь. Чрезвычайная ситуация всех уравнивает. Тут уж не имеет значения ни спортивная подготовка, ни социальное положение. Мастер спорта и новичок, бомж и академик для нас - просто пострадавший. На особое внимание не может претендовать никто, разве что ребенок.
За последние годы квалификация спасателей в Кабардино-Балкарии заметно выросла. Во многом это заслуга начальника Эльбрусского ПСО Бориса Тилова. Он дает возможность роста, находит средства для участия в семинарах, соревнованиях, посылает на учебу в специализированные центы подготовки. Ребята стараются «держать марку», ведь Эльбрусский отряд один из лучших в России. Поддержанию формы, безусловно, способствует то, что зона ответственности отряда одна из самых сложных.
Спортивная группа может сойти с маршрута, если он окажется слишком труден, или из-за плохой погоды. У спасателей выбора нет: мы обязаны справиться, дойти до пострадавших, оказать помощь, транспортировать в больницу. Финиш должен быть успешным, иначе нельзя.
Каждый на спасработах старается сделать, что может. Тот, кто лучше подготовлен, работает на более сложных участках. Остальные стараются их разгрузить – взять большую часть снаряжения, сделать то, что по силам. Например, ужин приготовить. Возможность хорошо поесть недооценивает только тот, кому не приходилось сутками «пахать» без крошки во рту. Бывает, и воды попить некогда. На стационарных постах, на базе в Нальчике, когда есть время, спасатели любят «погурманить» - у каждого есть коронное блюдо и готовить умеют все.
Большинство ребят женаты. Уверен, ни один из них не требует от семьи особого отношения к себе: дескать, работа у меня опасная. Негатив нельзя приносить домой. О трудностях, риске близким не рассказывают.