1 декабря 2010, 09:48
16
7 минут

Тяжелый труд и никакой романтики

Группы подростков приходят на базу спасателей нередко - на экскурсии, для подготовки к участию в соревнованиях, освоения навыков «школы выживания». Учатся ставить палатки, вязать узлы, оказывать первую помощь. Увлеченно, с горящими глазами пытаются разобраться в веревках-страховках, освоить наложение жгута, повязок, шин. Для них это игра, никак не соотносимая с возможностью реальных травм.

Во время одного из таких занятий поступил вызов, дежурная смена выехала к котловану, где обвалившаяся земля засыпала двоих. Одного по пояс, другого полностью - буквально погребло и убило. Откопали, вернулись, стали отмывать грязь и кровь, а школьники, только что азартно, засекая время, ставившие палатку, застыли, глядя на них чуть ли не с ужасом - увидели обычно скрытый за ореолом романтики будничный труд спасателей.

«Романтика предполагает свободу выбора: хочу - иду, хочу - нет. Разница между туристом и спасателем в том, что турист идет куда хочет, спасатель – куда надо. Это наша работа, - рассказывает начальник поисково-спасательного отряда Главного управления МЧС России по КБР, спасатель I класса Алексей Козырев. – Мы не имеем права вернуться, и даже выбор маршрута диктуется тем, где находится пострадавший. Конечно, нужно трезво оценивать риск, но дожидаться хорошей погоды можно, только если речь идет не о живом человеке. Стараемся эффективно решать проблему с минимальной опасностью для себя – чтобы спасти другого, нужно, прежде всего, самому уцелеть. Предусмотреть все не получается. Недавно в горах работали – прилетел камень, ударил парня по каске. Каска выдержала, но когда ее сняли, на голове шишка со сливу величиной обнаружилась. Повезло, что не прилетел камень покрупнее. Напряженно работать у рек, особенно в каньонах, где, сорвавшись, сразу улетишь в воду. Если человек попадает в горную реку, никакой спасательный жилет не поможет, о камни разобьет. Главное же вовсе не риск, а просто тяжелая и ответственная работа.

Вчетвером носилки нести, казалось бы, несложно. Только нам приходится тащить акью по пересеченной местности, а не по дороге, и долго. Сначала вроде легко, часа через четыре сил не остается, а еще идти и идти. Тогда четверка каждую минуту меняется, потому что дольше выдержать сил нет. А еще бывает, на вертолете нас в горы забросят, погода внезапно испортится, и приходится до нормальной дороги около полутора суток шагать, имея на шесть человек две банки тушенки. Это в прошлом году случилось: только успели пострадавшего в вертолет посадить, как налетел порыв ветра, вынудивший машину подняться. Сесть обратно у вертолетчиков никакой возможности не было, к тому же надо было спешить доставить в больницу невезучего туриста. Едва успел вертолет уйти вниз, как облака совсем сомкнулись. Прогноз ничего хорошего на ближайшие дни не предвещал, так что единственный вариант - топать вниз. Иногда люди по собственной инициативе попадают в совершенно глупые ситуации: шли, увидели пещеру, полезли в нее не имея ни знаний, ни навыков, ни спецснаряжения. Удивительно ли, что извлекали их оттуда спасатели?

Встречаются и особо невезучие. Хотя, и невезение можно объяснить излишней авантюрностью или недостаточно ответственной подготовкой. Один «гид» у нас три года подряд привозил в Кабардино-Балкарию группы, по горам водил, и каждый раз походы под его руководством завершались вызовом спасотряда и эвакуацией кого-нибудь из участников. На третий год его просто побить хотелось. Теперь он к нам в гости без групп приезжает, сам в горах гуляет.
Осенью мы довольно часто разыскиваем в лесу заплутавших грибников. В последние года полтора-два популярностью у подростков и студентов стал пользоваться очень опасный объект - заброшенная недостроенная 12-этажка в курортной зоне. Много лет мы на этом здании тренируемся, один из этапов Всероссийских соревнований проводили, а посторонних там никогда не бывало. Сейчас – просто паломничество. Непонятно, зачем лезть туда, где масса открытых проемов в перекрытиях, все перила давно срезаны сборщиками металлолома, поэтому, оступившись на лестнице, удержаться не за что. На прошлой неделе мы там девушку из подвала вытащили. Молоденькая, лежит теперь в больнице с переломом позвоночника.

На ДТП нас вызывают, когда машины так искорежены, что без нашего оборудования невозможно достать пострадавшего. Таких сложных аварий немало – одна-две каждую неделю. Постоянно взаимодействуем с Центром медицины катастроф, и на равнине, и в горах: их реанимационная машина выезжает нам навстречу или к вертолетной площадке, чтобы обеспечить оказание квалифицированной реанимационно-анестезиологической помощи и максимально щадящую транспортировку пострадавшего. Первая врачебная помощь оказывается на месте происшествия, с нами всегда ходит доктор. Спасатель не имеет права сделать укол, дать таблетку. Любые лекарства - только по назначению врача. Я могу шину наложить, кровь остановить, в общем, сделать все необходимое в рамках доврачебной помощи.
Занятия по медицинской подготовке у нас проводятся регулярно. Как и по инженерной (работа со специализированным оборудованием), горной (работа с веревками, скалолазание, промышленный альпинизм), химической (работа с вредными, отравляющими веществами на случай производственных аварий). Квалификация подтверждается каждые три года, а физнормативы сдаются ежемесячно. Конечно, необходимы постоянные тренировки. Пришли на дежурство – три-четыре километра пробежка, перекладина, брусья. Между дежурствами тоже занимаемся для поддержания формы. В начале и в конце сезона выезжаем на сборы в Чегем, в Лечинкай.

Психологической подготовке сейчас все больше внимания уделяется. Это и работа с людьми, и умение справиться с собой. В разных условиях приходится работать. А спиртное стресс не снимает, это выдумки. Чтобы от напряжения избавиться можно на рыбалку поехать, в тишине на поплавок посмотреть. Или взять отгул и в тот же Чегем на недельку отправиться, чтобы отоспаться в тишине – там нет ни связи, ни электричества. Утром пробежался до нарзана, пообедал, по окрестностям погулял, стемнело – спать. Самый лучший отдых и скучно в горах не бывает никогда, потому что гор одинаковых не бывает - они каждый раз новые, даже в одном и том же месте».
Эта статья полезна?

Контакты

01 или 101
Единый телефон пожарных и спасателей
+7 (8662) 74-03-23
приемная
+7 (8662) 39-99-99
Единый «телефон доверия»
gu@07.mchs.gov.ru
(не для подачи обращений граждан)